Заражение (эмоции) и управление чужим поведением. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Аффект – кратковременное сильное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
Происходит от переживания внутреннего конфликта из-за:
n
– противоречия между влечениями, стремлениями, желаниями;
n
– противоречия между требованиями, предъявленными к субъекту (в том числе, и самому себе) и невозможностью их выполнить, найти выход из тяжелой ситуации.
Аффект сопровождается сужением сознания, резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями деятельности внутренних органов.
В эмоциональном процессе выделяют три компонента:
– возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме;
n
– знак эмоции: позитивный – поддержка события, негативный – устранение контакта с негативным состоянием. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий;
n
– степень контроля: аффект, поддающийся контролю, с одной стороны, и крайние возбуждения, когда ориентация и контроль практически невозможны, с другой.
n
С позиций коммуникатора позитивными сторонами эмоций являются, во-первых, их функция общей ориентировки, предварительной оценки ситуации, когда при общем ее обзоре эмоциональный фон позволяет выйти на узловые моменты в опознании. Во-вторых, эмоции – важнейший показатель силы модели, и побудить человека к чему-нибудь можно, лишь затронув так или иначе его эмоции.
Негативными сторонами эмоций являются следующие:
– поскольку любая эмоция ведет к сужению сознания, имеются все связанные с этим последствия, как-то: односторонность в оценках и выводах, малое число рассматриваемых и могущих быть выбранными для исполнения вариантов, низкая оптимальность решений;
n
– по типу цепной реакции извлекаются все модели, содержащие такую эмоцию, что может привести (и приводит) к поЛ тере контроля человек не управляется ни собой, ни другими, идет <вразнос>;
n
– решения, принятые под влиянием эмоций, после успокоения в подавляющем большинстве случаев оцениваются самим человеком как поспешные, а если и одобряются, то после напряженного <натягивания> на них психологической защиты.
Из-за ограничительной функции эмоций правомерным представляется утверждение, что решение по какому-то вопросу и восприятие информации нужно осуществлять, как минимум дважды и в разных состояниях (<утро вечера мудренее>).
Как бы там ни было, оптимально переработать информацию с помощью <тонких> расчетных и условных (<снятых>) эмоций и условного извлечения данных из памяти человек может только колеблясь около неуловимого состояния полного душевного спокойствия. Примеры, когда сильная страсть дает высокие результаты, являются скорее совпадением нескольких условий, чем доводами в ее пользу. Эмоции являются более примитивной и древней формой мотивации, чем мышление.
n
Что касается уровней общения, то на деловом уровне роль эмоций в целом второстепенна, на социальном более значимы демонстрируемые эмоции, на интимном – способен ли партнер понимать истинные чувства и состояния.
n
Предпочтительным представляется преобладание в партнере легких позитивных эмоций (интереса), с колебаниями в ту или другую сторону при процессе мотивации, до энтузиазма, воодушевления, состязательности и игрового азарта при сформированном побуждении, хотя ситуация ситуации рознь.
Получению сплава убеждений, знаний и поступков людей способствуют объединяющие чувства:
увлеченность идеей и связанным с ней делом; сопричастность явлению- которое выражает идея; сопереживание по поводу сообщаемого факта и др.
n
Негативные эмоции, такие, как антагонизм, враждебность, возмущение, нерасположение, тревога, страх и далее, до апатии, препятствуют контакту, стимулируют отрицание и могут привести к неожиданным ходам, особенно, если связываются с безопасностью.
Заражение
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему.
n
При наличии обратной связи и многократного отражения может нарастать в силу взаимной индукции, иногда до предела <заводя> участников.
n
При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека с оценками и установками заражающего или степень уподобления ему (идентификации),
n
В целом, чем выше уровень самосознания индивида (оптимальности), тем труднее он поддается заражению, хотя при наличии указанной общности роль самосознания в сдерживании процесса заражения не так велика, а скорее она влияет на большую продуманность действий.
Положительный эффект от заражения слабой степени – сопереживание.
Заражение начинается с какого-то момента, либо вызывающего шок, либо запускающего общность оценок.
n
Легче заражается человек эмоциями, связанными с подключенной потребностью (находящийся в состоянии ожидания), либо со значимой потребностью, которая может быть легко актуализирована (исследовательский рефлекс; любопытство и интерес; безопасность, агрессия, стяжание).
При анализе партнера с этой стороны можно учитывать три момента:
– чего он ожидает (к чему есть готовность);
n
– что есть с ним общего;
n
– что из этого возможно и следует актуализировать.
Внешние проявления аффекта
При глубинной оценке эмоциональной сферы и свойств личности партнера рекомендуют выяснять следующие вопросы: состояние самооценки, преобладающие эмоции, энергетический потенциал (сильный или слабый), наличие надлома в личности, склонность к депрессиям, наличие комплекса неполноценности.
n
Что касается ситуативного анализа, напряжение, вызываемое эмоциями и чувствами, находит свою разрядку во внешних проявлениях и в различной степени их выразительности. Такими проявлениями являются изменения в мимике, позе и пантомимике, фонации, артикуляции и содержании речи, поведенческих и физиологических реакциях.
Мимика. (Цифры слева здесь и далее означают оценку выраженности эмоций по пятибальной шкале: от 5 – отлично, эмоции почти не выражены, до 1 – очень плохо, крайняя степень эмоционального возбуждения и его выраженности).
5 – спокоен, мимика уверенности;
n
4 – выражение легкого стеннческого (повышающего жизнедеятельность) возбуждения или некоторой тревожности, озабоченности (нахмурен лоб, брови приподняты; уголки рта слегка приподняты, губы сжаты или рот слегка открыт, зубы слегка сжаты);
n
3 – заметно взволнован (брови высоко подняты, лоб сморщен, рот открыт, уголки рта опущены, зубы сжаты);
n
2 – выражение сильного напряжения (асимметрия мимики, неестественно широко раскрыты или сужены глаза, желваки на щеках, рот неестественно открыт, уголки рта опущены, оскал зубов, зубы сжаты, губы закушены);
n
1 – выражение очень сильного напряжения, чрезмерной тревожности (губы вытянуты трубкой, подергивание нижней губы слева или справа, сосательные движения губами, закушивание губ до синяков, оскал зубов – до орального автоматизма).
Поза и пантомимика, скованность.
5 – легкие, хорошо скоординированные движения, соразмерные усилия;
n
4 – небольшое напряжение, небольшая несоразмерность усилий в сторону
n
их повышения, координированные движения с некоторыми заметными усилиями, некоторая резкость движений;
n
3 – движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, некоторая неуклюжесть;
n
2 – излишнее общее напряжение мышц, предопределяющее развитие скованности (асимметрия: движения рук сопровождаются движениями всего тела, когда в этом нет необходимости; плечи неестественно приподняты, локти как крылья; пониженная координация и точность движений);
n
1 – чрезмерное напряжение, напряженность (общая заторможенность или импульсивная хаотическая двигательная активность, резкое понижение координации и точности движений, нарушение навыков).
n
Физиологические реакции. Тремор.
n
5 – нормальные. Тремор (дрожание) отсутствует;
n
4 – небольшое изменение цвета кожных покровов (покраснение или побледнение), учащение дыхания (ритм сохраняется). Небольшой тремор пальцев;
n
3 – заметное покраснение (побледнение), рост частоты дыхания и нарушение его ритма, повышение температуры на лбу и висках (<горит>), испарина на лбу, небольшое расширение (сужение) зрачков. Заметный тремор рук;
n
2 – покраснение (побледнение) пятнами, обильный пот (на затылке, шее), нарушение ритма дыхания с сокращением выдоха по сравнению со вдохом, <горят> ладони, выраженное расширение (сужение) зрачков. Тремор рук и ног;
n
1 – резкое уменьшение фазы выдоха и непроизвольные остановки дыхания, <гусиная кожа>, волосы <дыбом>, частые позывы в туалет. Сильный тремор рук, ног и на лице.
n
Опускание уголков рта, сжатие или дрожание губ; недовольный, напряженный, омраченный взгляд; сдвигание бровей у переносицы с направлением от центра вниз; резкая, недовольная, подавленная интонация высказываний характерны для отрицательных эмоций. Сдвигание бровей с направлением от центра вверх, растягивание рта (в улыбку), блестящие глаза, веселый восторженный взгляд, веселая, радостная интонация высказываний – для положительных. Выражения восторга (радости) и ужаса (страха) глазами могут быть похожи, и для их различения нужно учитывать другие элементы.
Изменения в фонации и артикуляции речи’.
– несвойственные данному человеку тембр речи, тон (дает <петуха> или переходит на бас);
n
– хрипота из-за волнения;
n
– заглатывание слов, слогов;
n
– растягивание пауз между словами;
n
– неадекватные ударения на отдельных слогах;
n
– заикание, неясные звуки, частые вскрики типа стона и др.
n
Что касается содержания речи, то выражаемые в ней степени приятия (<да, точно, отлично, великолепно, с ума сойти можно>) и неприятия (<нет, неправильно, не годится, ужасно, дерьмо>), сами речевые обороты, времена, наклонения, приставки, падежи, вводные слова в той или иной степени отражают переживания и их силу.
Поведенческие реакции:
– повышенная суетливость;
n
– бегающие зрачки или окостенелый взгляд в одну точку;
n
– резкость в обращении, неоправданная грубость;
n
– неадекватная активность или астенизация, подавленность;
n
– вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской, часто не по существу;
n
– нарушение течения ассоциаций (заминки, многословие);
n
– примитивность реакции;
n
– резкие движения: взмахи, топание, бросание предметов и др.
Для ослабления напряжения человек может: отряхивать )дежду, грызть ногти, стучать пальцами или ногами, поправлять рубашку (рукава) и галстук, вертеть его в руках, почесывать затылок, снимать и надевать кольцо ит. п.
Отмечают и такие проявления аффекта при неудаче: человек <увядает>, <сломлен>, запинается, хочет <провалиться квозь землю>, спрятаться; голова клонится набок; взгляд не может оторваться от своей работы; смущенная, вымученная улыбка; легкое подрагивание уголков рта; быстрое втягивание нижней губы; усиленные глотательные движения; тембр голоса, в котором заметно смущение, неспокойная совесть; голос тусклый (<выдавил>): опущенные глаза.
n
Наличие у партнера эмоций и требовании говорит о нерешенных проблемах, противоречиях, и том, что задеты значимые для партнера моменты. Выяснение причин эмоций помогает ориентироваться в мотивационной сфере партнера.
Стимулирование и предупреждение эмоций
Выделяют следующие психологические закономерности, лежащие в основе эмоционального воздействия (в целом, чем глубже достигнутое состояние, тем сильнее модель):
n
– тесная связь воображения с эмоциями;
n
– первосигнальная (невербальная, формальная) деятельность нервной системы ближе к эмотивному фонду, чем второсигнальная (вербальная, смысловая);
n
– эмоции должны включаться в деятельность, деятельность должна соответствовать виду стимулируемых эмоций;
n
– эмоции заразительны, переживаются на основе подражания, общности в чувствах;
n
– значимое (в том числе не актуальное в данный момент) сильнее действует на психику;
n
– воздействие на чувства может осуществляться вербально и невербально (путем других, кроме слов, проявлений коммуникатора, включая его действия по отношению к партнеру);
n
– обобщенные чувства к предметам внешнего мира могуТ возникать как результат контакта с самими предметами (источниками чувств тогда служат
n
их свойства и отношения) и благодаря посредничающей роли других лиц (источником эмоций здесь служит воображение).
Стимулирование эмоций может осуществляться в двух направлениях:
– включение нужной эмоции;
n
– раскачка разных эмоций для закрепления персонажа или предложения.
Стимуляторами эмоций считают следующие сигналы:
– связанные с определенными потребностями. Слишком сильные сигналы вызывают боль, отвращение, пресыщение; предвосхищения. Например, сигналы болм, депривации (лишения чего-либо) вызывают страх, возможного неудовлетворения – гнев, удовлетворения – желание, надежду, позитивные ожидания, предвосхищающие новое, неопределенное событие – любопытство; недостаток информации приводит к неуверенности, недоверию, сомнению, противоречивость ее – к раздражению, внутреннему конфликту;
n
– иллюстрирующие характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности – различные успехи или препятствия в деятельности.
n
Средствами для стимулирования эмоций являются (индуктор может сам испытывать состояние, которое передает):
n
– невербальные: мимика, жесты; действия, поступки; интонация, темп, тембр, громкость, скорость речи; общая линия поведения индуктора (дружелюбие, заинтересованность, спокойствие, уверенность, спокойствие, уверенность и т. п.); предметы, ассоциирующиеся с теми или иными эмоциями;
n
– вербальные: эмоциогенные сюжеты, ссылки, сравнения, обобщения, оценки со стороны; затрагивание случаев из жизни партнера, содержащих нужные эмоции; понижение или повышение вероятности удовлетворения потребности (ведет, соответственно, к отрицательным или положительным эмоциям); использование эмоциогенных слов (в том числе, названий эмоций), междометий, преобладание <страшных> или <веселых> звуков и т. д.
В экспериментальной практике используют следующие приемы стимулирования эмоций:
– повышение чувства ответственности за выполнение задания, формирование личного к нему отношения, высокой заинтересованности в успехе, например, путем эмоциогенного инструктирования;
n
– поощрение успеха действия наградой – похвала, подбадривание, признание достижений, вещественные поощрения;
n
– организация соревновательной обстановки, угроза оказаться хуже всех.
n
При межгрупповом соперничестве возможно возникновение чувства <мы>
n
– общности с членами группы;
n
– неожиданные, различные по силе и направленности воздействия, приятные и неприятные (звуки, свет, прикосновения, падения и др.);
n
– различные зрелища, картинки, фото, кинокадры, рассказы, музыка;
n
– трудности в выполнении задания (дефицит времени, информации, усложнение распределения внимания, координации) или, наоборот, легкость его выполнения;
n
– деятельность, сама по себе, приятная или неприятная;
n
– внушение различных эмоций;
n
– вызывание конфликта между чувствами и побуждениями, например, ассоциативный эксперимент с остро переживаемыми словами, относящимися к психотравмирующей ситуации и др.
К средствам предупреждения аффекта относятся:
– избегание порождающих его ситуаций;
n
– выполнение отвлекающих действий. В том числе перевод беседы, например, с одного уровня на другой – с делового на социальный);
n
– деликатная критика или представление нежелательных последствий аффекта.
n
Предлагают также следующие способы устранения негативных состояний:
n
– создание позитивных чувств к тем же стимулам, которые вызывают негативные;
n
– убеждение в недопустимости, постыдности негативного состояния;
n
– устранение ситуаций и стимулов, которые вызывают негативное состояние;
n
– закаливание – снижение эффекта от воздействия негативных стимулов путем привыкания к ним и дальнейшего их игнорирования. Этот метод требует осторожности, чтобы не травмировать партнера и не вызвать закрепления негативного состояния.
Некоторые эмоции
Установлено, что после достижения успеха, причиной которого человек считает:
- n
- свои способности – возникает ощущение уверенности в себе, компетентности, стабильное стараниерасслабление, ситуационное старание – повышение активности, личностные свойства:
- свои – повышение самооценки, других людей благодарность, везение – удивление.
- После неуспеха, причиной которого человек считает: свои способности – возникает ощущение некомпетентности, старание – вина, стыд, личностные свойства: свои – покорность, других людей – агрессия, невезение – удивление.
n
n
n
Относительно темперамента и типа личности отмечают следующее:
– флегматик и сангвиник тяготеют к положительным эмоциям;
n
– холерик – к гневу, ярости, агрессивности;
n
– меланхолик – к страху, неуверенности, растерянности.
n
Люди мыслительного типа более склонны к положительным эмоциям, а также к беспечности и легкомыслию. Люди с художественным типом личности чаще тревожатся и озабочены, но ведут себя более разумно и адекватно.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги (беспредметного страха); сопровождается мрачными предчувствиями.
Происходит:
n
– при расхождении в оценках человека другими и им самим (другие оценивают его ниже, чем он сам);
n
– при восприятии угрозы <Я>;
n
– когда другие судят отрицательно, критически и с неодобрением;
n
– когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность в повседневной жизни.
n
Человек, имеющий высокую тревожность, лучше выполняет легкие задания и увеличивает свои достижения, когда не думает о себе. Уровень тревожности у него повышается при ожидании боли, стресса, уменьшении самооценки.
n
Человек с низкой тревожностью лучше выполняет трудные задания. Свои достижения он уменьшает, если от них не зависит самооценка.
n
Снижение тревожности достигается за счет устранения факторов, повышающих ее, и близости других людей.
n
Д.А. Зарайский