Повышение внушаемости с целью управления чужим поведением
n
nn
Повышение восприимчивости партнера к побуждению помимо стимуляции соответствующего состояния может осуществляться следующим образом:
n
– настройкой партнера на выполнение задания (на беседу);
n
– концентрацией его внимания речью или жестикуляцией на задаче или на нем самом, в том числе и за счет сужения других восприятии (периферического зрения, слуха);
n
– вызыванием представления знакомого, но очень действенного;
n
– убеждением в правоте суггестора, например: описанием нерешаемой задачи, которую суггеренд, не зная, что она нерешаемая, также не может решить; точным описанием причин невербальных проявлений суггеренда; различием между двумя воздействиями, подаваемыми суггестором, как одинаковые, но второе делается сильнее, а причина его силы якобы в том, что суггестор говорит о повышении чувствительности;
n
– созданием иллюзии, в том числе за счет соединения желаний суггеренда, и настаиванием на ней, пока суггеренд в нее не поверит;
n
– пробуждением любопытства, в том числе с привлечением внимания суггеренда к нему же;
n
– указанием направления действия и необходимых изменений.
nn
Прямое внушение
nn
В этом случае суггестор прямо формулирует то, что должен сделать суггеренд. Фразы отличаются однозначностью, безапелляционностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Для усиления используется давление невербаликой: зона, немигающий взгляд в глаза, наклон вперед, выделение слов и т. д. Скрытые ходы не используются, передается одна мысль, и все подчинено этой цели.
n
Приказ командира, строгое указание начальника или отца своему ребенку, стимуляция ошибочных действий (<накаркал>) – все гго прямые внушения. <Приди обязательно> имеет более внушающий характер, чем <Приходи>, и еще более, чем <Заходи>.
nn
Прямое внушение применяется: при небольшом сопротивлении суггеренда; к желающему засмеяться или сопротивляющемуся из-за пренебрежения; к человеку, зависящему от мнений окружающих, и в других случаях, когда оно уместно.
nn
При мягкой технике используется не командный тон, а придание веса и энергии каждому слову – говорить <всем телом>, как бы внедряя слова внутрь суггеренда, несколько медленнее, чем при обычной речи.
nn
Косвенное внушение
nn
Здесь отсутствует прямое жание внушения включено в ловном или скрытом виде и побуждение суггеренда. а содерпередаваемую информацию в усмо- жет вызывать реакцию, соответствующую привычкам суггеренда. Используются более мягкие формулировки, меньшая категоричность и давление, чем при прямом. Сопротивляющийся, самоуверенный, сконцентрированный на себе человек скорее поддастся косвенному внушению, чем прямому (императивному).
nn
Наиболее применяемой в быту формой косвенного внушения является обычный намек. Его суть в том, что критическая работа совершается до уяснения внушаемой мысли и партнер приходит к выводу сам.
nn
Намек может осуществляться своим поведением, вопросом или утверждением о чем-то, связанном с элементами побуждения, просьбой защитить побуждение, о совете, о выгоде побуждения, пунктах согласия и т.д. Мысль подбрасывается <мимоходом, но достаточно определенное
nn
Другими приемами косвенного внушения могут быть следующие:
nn
– суггеренду рассказывают о других лицах или событиях, при этом ключевая фраза или повороты сюжета акцентируются с различной интенсивностью и <прозрачностью>;
n
– в присутствии суггеренда обращение к другим лицам, а текст содержит фразу или сюжет, намекающие на определенные выводы или действия, которые суггеренд должен сделать;
n
– в условной форме <если… (совершить какие-то действия), то… (результат):*. Такая постановка может быть воспринята в двух смыслах: так, как сказано, и инверсивно, т.е., если действий не совершить, то результат будет противоположным;
n
– использование неоконченных фраз, силлогизмов – окончание додумывает партнер либо по аналогии, либо, при интонационной остановке, исходя только из мелодики фразы;
n
– произнесение ключевой фразы, а сразу за ней отвлекающего текста,
n
не дающего возможности осмыслить фразу и сделать вывод, а загоняющего ее в подсознание.
nn
Разрыв стереотипа
nn
Этот прием основан на разрушении ориентации человека и подсказывании ему программы действий в тот момент, когда он ищет таковую. Имеет две формы: мгновенную и затяжную. При мгновенной неожиданный и достаточно сильный раздражитель (громкий звук, важное сообщение, подарок, непривычный внешний облик знакомого человека, действие, выпадающее из привычной их последовательности и т. п.) вызывает транс продолжительностью до нескольких секунд (пока происходят опознание, выдача моделей и расчеты поведения в новых условиях) – записанная в этот промежуток команда и будет внушением.
nn
Поскольку любая неожиданность потенциально оценивается как опасность, раздражители должны нести ярко выраженную позитивную нагрузку, чтобы не усилить тревожность, сопротивление и не вызвать агрессии или другого защитного поведения.
nn
Затяжная форма в комплексе с прочими методами используется для вовлечения в мировоззренческие и другие организации, когда в процессе <об- работки> пересматриваются и опровергаются сложившиеся у человека по жизни ценности, ориентации, формы поведения, уклад, <образ мира>, структура взаимоотношений и тут же подсказываются другие.
nn
Особенности речи
nn
Высказываниям можно придать силу внушения за счет их структуры, содержания и невербального акцентирования. К числу используемых при внушении речевых приемов, учитывающих структуру и содержание высказываний относятся:
n
– намеренное использование логических и грамматических ошибок, характерных интонаций и ударений;
n
– большой объем информации (нагнетание противоречий, много вопросов и т. п.), монотонность и скорость в его передаче;
n
– использование фраз безусловно истинных, из которых следует только согласие (а сразу за ними – побуждения);
n
– нагнетание скуки (уменьшение сопротивления и повышение готовности к восприятию идей) за счет использования банальных высказываний;
n
– использование эффекта Барнума: расплывчатых, в основной своей массе (примерно 80%) положительных утверждений, полученных в результате изучения непонятных для суггеренда фактов (так устроены, например, гороскопы);
n
– внедрение в рефлексию за счет использования личных местоимений (становясь чужим <Я>).
nn
Д.А. Зарайский
n
n p align=center style=’text-align:center;text-indent:42.55pt’>Поделиться ссылкой:
n
n
n
n
n
n
n
nn