Игры и другие способы структурирования времени

Проверка на детекторе лжи в Москве 8-495-118-31-03

Игра и манипуляция. Э.Берн [5] выделяет следующие способы структурирования времени в общении (от простых к сложным): ритуалы, процедуры (в этом перечне их можно поменять местами), времяпрепровождения, игры, близость, деятельность. <Структурировать> означает: заполнять время общения подпрограммами коммуникации (сериями трансакций, см. <Трансактный анализ>), имеющими свою структуру и продолжительность.

игра сознания

Манипулятивная игра и другие способы структурирования времени

При этом ритуалы, игры и, в какой-то степени, времяпрепровождения можно считать <закрытыми> подпрограммами, то есть имеющими более жесткую, чем другие способы, структуру и в большей степени диктующими участникам общения их линии поведения. Остальные способы можно условно отнести к <открытым>, виды трансакций в них могут варьироваться участниками общения более свободно.

игра мимики

Ритуал – стереотипная серия трансакций (простых, дополнительных), заданными внешними социальными факторами, например, приветствие или прощание.

Процедура – серия простых дополнительных трансакций, направленная на взаимодействие с действительностью (<Почем тюлька?> – <Два двадцать>).

Время препровождение – серия полуритуальных трансакций (простых, дополнительных), сгруппированных вокруг одной темы, целью которых является структурирование определенного интервала времени.

игра в рисунки

Трансакции приспособлены к нуждам всех участников так, чтобы каждый из них мог получить максимальный (психологический) выигрыш в течение данного времени.

Начало и конец времяпрепровождения обычно оформляются процедурами или ритуалами, а между ними происходит обсуждение заданной темы (или нескольких, связанных между собой тем) с различной степенью серьезности.

игра людей

Близость определяется как мягкая форма взаимоотношений, при которой социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на второй план, а индивидуальное (инстинктивное) планирование заполнения времени становится интенсивнее. Только близость может полностью удовлетворить потребность в признании, сенсорный (от недостатка ощущений) и эмоциональный голод.

Деятельность вкратце определяется как взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности, или то, что обычно называют работой. Словарь [50] дает такое определение:

–         деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности,

Стремление (свойство) человека еще и еще раз повторять ситуацию, однажды пережитую, нашло свое отражение в трансактном анализе в понятии <игры>.

Игра – последовательность трансакций со скрытым мотивом, с четко определенным и предсказуемым исходом, при которой один из субъектов добивается психологического или иного преимущества (выигрыша).

Игры являются формой манипулятивного поведения, не осознаются, и отличаются от человеческой близости тем, что в них отсутствует скрытая компонента <Ты человек, и я человеку и присутствует элемент нечестности, хитрость, подвох.

Формула (этапы) игры: П+С=Рк-Р-Н~В. Игрок забрасывает <приманку> П – некий стимул, который должен зацепить другого человека за его чувства или свойства (зависть, жадность, сентиментальность, вспыльчивость и другие).

Если зацепил, то С приманка схвачена, и реакция Рк достигнута. Далее игрок тянет за рычаг Р, в конце концов вызывая Н – недоумение или смущение другого участника. Тем самым достигается выигрыш В бессознательно предполагаемый результат.

Игры отличаются от других микросюжетов жизни с несколькими участниками по наличию скрытых компонент и обязательной конечной расплате.

примеры садистки игр

Примеры садистских игр:

–         <Виноват стрелочник> – работнику (неугодному) дают безнадежное задание, и при естественной неудаче делается <вывод>, что он не справляется;

–            <А я говорил> – человек самоустраняется при принятии решения, или только критикует предлагаемые варианты, а при отклонении факта от плана <глубокомысленно> произносит…;

-<Ты плохой> (разговорная) – игрок вызывает другого человека на откровенность, и если тот начинает признаваться в своих проблемах, то игрок выигрывает, указывая другому на его недостатки.

Д.А. Зарайский

 

3 thoughts on “Игры и другие способы структурирования времени

  1. Polina

    В наше время еще модна игра “Я-ж-мать”, когда каждый посторонний “должен” женщине с ребенком, несмотря на то, что третье лицо никакого отношения к малышу не имеет. Даже если уступить место или помочь открыть дверь такой мамаше, остается неприятный осадок, поскольку она может и оттолкнуть, и сообщить о своем недовольстве о том, что дверь открывалась слишком долго, и просто не заметить помощи, восприняв действие постороннего лица как само собой разумеющееся, как его обязанность. Самое неприятное – от такого отношения матери у ребенка через восприятие поведения родительницы искажается восприятие окружающего, некорректно формируются социальные связи, ребенок начинает сам ожидать от каждого действий для себя, становится капризным, плаксивым, требовательным вплоть до агрессивных выпадов. Таким образом, несмотря на то, что социум готов облегчить взаимодействие матери и ребенка с окружающим миром, чем создать предпосылки для здорового психологического развития малыша, сам родитель, а за ним и ребенок искажают реальность, формируя и манипулируя людьми в угоду себе, безосновательно заставляя окружающих действовать в своих интересах, хотя мать и ребенок – такие же члены общества, как и другие лица, и должны решать свои проблемы самостоятельно, при необходимости запрашивая помощь у людей и, если она оказана, принимая ее (исходя из правил вежливости) с благодарностью.

  2. Yarik

    Да, люди разные бывают. Был в ситуации когда бабушка буквально запрыгивает в поезд метро, всех расталкивает. Видит, что свободных мест нет и начинает демонстративно, чтоб все слышали какие все вокруг плохие, что не могут бабушке место уступить. Я вот уступил одной такой, а она мне еще мозг потом выносили, что вот если бы она на весь вагон не сказала, то я бы ей не уступил. Вот и думай потом, есть игра жизнь со своими правилами и особенностями, но иногда так не хочется играть по правилам.

  3. Игорь Фомичев

    Особенно интересны игры между партнерами. Она хочет получить шубку, он хочет получить секс. Она готовит ужин, что бы потом дать ему то, что он хочет, что бы потом получить шубку. При этом она может использовать разные формы манипуляции начиная от жалости по отношению к себе, заканчивая постановкой его на пьедестал. И она преследуя свою цель будет его обольщать, ласкать, рассказывать о шубке, о том как шубка ей пошла. Как в басне Крылова И.А. Ворона и лисица))

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.